≡  Рубрики

Получите бесплатную юридическую консультацию прямо сейчас:

+7 (499) 703-43-52 Москва и область

+7 (812) 309-57-61 Санкт-Петербург и область

8 (800) 333-45-16 доб. 530 Регионы

Морское страхование

Любой экономический субъект нуждается в полном обеспечении страховой и социальной защитой, в иных формах реализации страховых взаимоотношений.

Его осуществление заключается в страховании имущественных и других интересов экономических субъектов, которое относится к категории корпоративных страхований.

Что это такое

Корпоративное страхование подразумевает страхование единичных или нескольких рисков экономического субъекта.

Оно является многорисковом, комбинированным, долгосрочным видом страхования, которое охватывает риски катастрофические, колебания валютного курса и цен на товары, деловые и политические.

Одним из самых старейших видов страхования является морское, которое стало отдельным видом страхования в начале XII века.

В настоящее морское страхование приобрело большую популярность и широко распространилось во всем мире.

Его основной целью стало возмещение ущерба, который причиняется страхователю в результате гибели или повреждения объекта страхования во время совершения морского плавания. Морское страхование возникло на базе морского торгового судоходства, и носит имущественный характер.

Оно позволяет избегнуть непредвиденные опасности, возникающие на морском пути. Его формы, условия развития преобразовывались под влиянием сферы морской торговли.

Страхователем может выступать  любое лицо, которое имеет имущественный интерес на законном основании в области морской отрасли, его составных частях, получающий определенную выгоду от благополучного завершения сделки или ущерб от всевозможных потерь, повреждений морского транспорта.

Нередко страхователем становится лицо, которое ждет некую прибыль от благоприятного завершения сделки в сфере морской торговли.

Особенности

Кодекс торгового мореплавания, утвержденный в конце апреля 1999 года за номером 81-ФЗ, регламентирует правовые основы при заключении договора морского страхования. Данное положение закреплено в главе 15 КТМ РФ.

Согласно положениям статьи 246 указанного нормативного акта при заключении договора морского страхования страховая компания обязуется за оговоренную плату при наступлении страховых случаев покрыть понесенные страхователем или выгодоприобретателем.

Морское страхование имеет отличительные признаки, заключенные в том, что договор продолжает сохранять силу, несмотря на окончание событий, из-за которых могли возникнуть подлежащие к возмещению убытки на момент времени заключения договора или они уже возникли.

При оформлении договора на случай гибели имущества страхователь или выгодоприобретатель могут предъявить заявление страховой компании об абандоне, то есть отказе прав на него, чтобы иметь возможность получения всей страховой суммы.

Данное положение действует в ситуациях, когда морской транспорт:

  • пропадает без каких-либо вестей;
  • полностью уничтожается сам или транспортируемый им груз;
  • не подлежит восстановлению, ремонту вследствие экономической нецелесообразности, то есть происходит его полная конструктивная гибель;
  • экономически нецелесообразно устранение повреждений транспортируемого груза, его доставка в порт назначения;
  • захвачен пиратами и остается у них на срок, превышающий полгода. Тоже касается перевозимого груза при наличии в договоре пункта о данном риске.

Кодекс определил специальные случаи, когда страховщик освобождается от ответственности в отношении страхователя за убытки, которые имеют место быть в результате:

  • воздействия ядерного взрыва, всех видов ионизирующих излучений, полученных от радиоактивных элементов заражений, если иное не установлено его правилами;
  • совершения действий военными силами, пиратскими нападениями, причинение ущерба народными волнениями и забастовками;
  • требования властей иностранных государств конфискации, реквизиции, ареста или полного уничтожения морского транспорта, перевозимого груза.

Если морской транспорт пропал без каких-либо известий о его местонахождении, то страховщик осуществляет выплату страховой суммы в полном объеме.

Морской транспорт считается в качестве пропавшего без вести в том случае, когда от него не поступает известие на протяжении длительного срока, который превышает необходимый для перехода от места поступления последнего извещения о нем в нормальных условиях до порта назначения в два раза.

Причем в соответствии с указаниями статьи 48 КТМ он должен быть не меньше одного месяца и не больше трех, в условиях военного положения не меньше полугода.

Что является объектом

К объектам морского страхования причислен всякий имущественный интерес, который связан с торговым мореплаванием.

В их число входит:

  • эксплуатируемое судно;
  • строящееся судно, его основные части;
  • перевозимый груз;
  • плата за проезд пассажира,
  • арендная плата за использование судна;
  • ожидаемая от перевозимого груза прибыль в качестве упущенной коммерческой выгоды, то есть утеря фрахта, расходы на ликвидацию аварии, наложенные на судовладельца штрафы, судебные издержки;
  • другие виды обеспечения морским судном, транспортируемым грузом;
  • причитающиеся в качестве платы капитану, членам экипажа денежные средства;
  • расходы на осуществление репатриации;
  • гражданская ответственность судовладельца за нанесенный третьим лицам ущерб;
  • обязательства страховщика, включая риск перестрахования;
  • жизнь и здоровье членов экипажа и пассажиров.

Перечень возможных объектов морского страхования, их характеристика указывается в лицензионных правилах клуба взаимного страхования судовладельцев, условиях страховой компании индивидуально по каждому конкретному виду страхования.

Он включается в содержание заключаемого договора, которые подписывают стороны, поэтому страхователь должен быть с ними ознакомлен до его подписания.

Основные условия морского страхования

Кодекс торгового мореплавания установил основные требования к содержанию договора морского страхования.

Он регулирует взаимоотношения сторон, которые заключают договор корпоративного морского страхования.

Оно производится на базе стандартных условий, в основу которых положены требования, которые разработаны Институтом лондонских страховщиков.

Правила, условия подвергаются всесторонней правовой, экономической экспертизе, которую проводят органы государственного страхового надзора страны, где зарегистрирован страховщик.

Экспертиза выявляет соответствие морского транспорта требованиям выдвигаемым страховщиком. Она устанавливает стоимость объекта страхования. Технико-экономическое обоснование объекта морского страхования называется сюрвейя.

Оценка проводится до заключения договора страхования или введения  его в список клуба взаимного страхования, в некоторых случаях для совершения возмещения по факту страхового случая с целью установления действительного размера понесенного страхователем материального ущерба.

По результатам оценки выносится решение об осуществлении выплат или мотивированного отказа. Результаты экспертизы оформляются в виде отчета, акта, докладной записки. Они могут быть использованы при оформлении морского страхования.

Чтобы получить страховое возмещение судовладелец должен представить страховщику нижеперечисленные документы:

  • судовые, машинные журналы, где воспроизводится полное описание событий на пути следования морского транспорта;
  • письменные объяснительные записки капитана, членов команды, осуществляющих морское плавание;
  • акт первичного осмотра, который произвели специалисты команды;
  • подлинные счета на все виды расходов, которые были затрачены в момент происшествия, на производство ремонтных работ.

Осуществление выплаты влечет к переходу права собственности на морской транспорт при полной гибели морского транспорта или его пропажи без вести в размере выплаченной суммы.

При отказе страховой компании от него компенсация выплачивается без осуществления вычета остаточной стоимости имущества.

Страховая компания вправе расторгнуть договор досрочно, если произойдут  изменения, приостановится или закончится деятельность транспорта.

Какие бывают виды

Корпоративное морское страхование подразделяется на три основных вида.

К ним относятся:

  • КАСКО, по которому осуществляется страхование корпуса плавучих, перевозочных  средств, его оснастка;
  • Карго, совершается страхование подлежащих к перевозке грузов;
  • ответственность судовладельцев, являющаяся наиболее сложным видом страхования из-за особенностей конструкций плавучего средства, характера и условий его эксплуатации, жестких правил, отличительных признаков перевозки грузов морским транспортом, специфики правовых, законодательных актов, по которым осуществляется регулирование процедуры.

По всем видам морского страхования страховщик возлагает на себя обязательства покрытия понесенного ущерба вне зависимости от причин, по которым наступил расцениваемый страховым случай.

Примеры

Страхование защиты грузов производится путем заключения договора. Согласно части 1 и 2 статьи 930 Гражданского кодекса РФ груз можно застраховать в пользу заинтересованных в сохранении его лиц.

Договор страхования расценивается как недействительный, если таковые лица отсутствуют. К субъектам страхования грузов относятся страхователь, страховщик, выгодоприобретатель.

Любое юридическое, физическое лицо может стать получателем груза и одновременно выгодоприобретателем, если в его пользу заключен договор страхования груза.

Он наделен правом получения от страховщика компенсации по страховке за груз в размере страховой суммы, может выступать как грузоотправитель, уполномоченное им лицо.

Например, продавец или его представитель закупает где-либо товар, отправляет его на морском транспорте, указывая себя в товарно-транспортной документации получателем.

По новым правилам возможно приобретение полиса страхования грузов на «предъявителя», который дозволяет упростить процедуру переоформления договора страхования на приобретающего товар покупателя.

И в заключение необходимо отметить, что исследование методов и правил корпоративного страхования отражает деятельность страховых компаний.

Результаты исследований должны использоваться в разработке их стратегий и тактики. Исследования имеют большое значение для совершения корпоративного морского страхования, чтобы определять его стоимость, место в системе управления рисками.

Видео: Страхование грузов при морских перевозках

Предыдущая статья: Следующая статья:
На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

ПроСтрахование24 © 2017 ·   Войти   · Все права защищены Наверх